Лишь тогда говорят о том, что пресытились людьми, когда не могут их больше переваривать, хотя желудок ещё заполнен ими. Мизантропия есть следствие слишком ненасытной любви к людям и «людоедства» – но кто же просил тебя глотать людей, как устриц, мой принц Гамлет?…
Если задуматься над тем, каким запасом взрывной силы обладают молодыелюди, то станет понятно, отчего они так неразборчивы, когда, не утруждая себя особо долгими размышлениями, берутся за то или иное дело: их прельщает азарт полыхающих вокруг него страстей, так сказать, вид горящего фитиля, а не само дело.
Все, что одного типа со мной, в природе и истории, обращается ко мне, восхваляет меня, влечёт меня вперёд, утешает меня – ничего другого я не слышу или сразу же забываю. Мы всегда – только в своём обществе.
Я сделал одно наблюдение, в истинности которого я убеждаюсь снова и снова, как бы я не противился этому, - я просто не желаю в это верить, - хотя это столь очевидно, что становится чуть ли не осязаемым: у большинства людей отсутствует интеллектуальная совесть.
Натуры низкие отличаются тем, что никогда не упускают своей выгоды, именно выгода составляет суть всех их помыслов и чаяний. которые в них сильнее всех самых сильных инстинктов: главная и задача - не поддаться силе этих инстинктов и уберечься от безрассудств, - вот вся их мудрость, вот что лежит в основе их чувства собственного достоинства.
Алчность и любовь - какие разные чувства пробуждают в нас каждое из этих слов, и тем не менее вполне возможно, что мы имеем дело с одним и тем же влечением, получившим лишь два разных названия; первое - никуда не годится с точки зрения тех, кто уже владеет некоей собственностью, - и в таких людях само это влечение утратило всякую остроту, единственное, что их беспокоит, - страх за эту самую «собственность»; второе - придумано людьми неудовлетоворёнными, жаждущими и потому прославляющими его как нечто «хорошее».