Я нуждаюсь в плаче для того, чтобы сохранить свою человечность. Я плачу не только о себе, но и о своих пациентах, и обо всём человечестве. Когда я вижу борьбу и боль, властвующие над моими пациентами, мне на глаза часто наворачиваются слезы. Впоследствии, когда эти люди облегчают свою боль с помощью плача и отказываются от борьбы, я вижу, как их глаза и лица наполняются светом, и ощущаю своё сердце возрадовавшимся. Но я в состоянии по-настоящему прочувствовать эту радость лишь в том случае, если и сам в той же мере, как и они, готов отказаться от борьбы, и в этом причина необходимости плача.
Детство - в предположении, что это здоровое, нормальное детство, - характеризуют два особых качества, которые как раз и ведут к радости: свобода и невинность.
Все мы знaем, что в жизни есть место и печaли, и горю. Они приходят к кaждому из нaс, когдa мы лишaемся одного из тех, кого любим, когдa мы теряем силы и возможности в результaте несчaстного случaя или болезни, когдa мы рaзочaровaны в своих нaдеждaх и чaяниях. Но точно тaк же кaк день не существует без ночи, не бывaет и жизни без смерти, a рaдость не может существовaть в дистиллировaнном виде, без примеси печaли.
Возможно, самая большая из всех иллюзий - это вера в то, что сознательный разум контролирует тело и что, изменив характер своего мышления, мы сможем изменить и наши чувства.
Внутренняя свобода человека проявляется в грациозных движениях тела, в их плавности, непринужденности и живости. Все это соответствует свободе от чувства вины, от стыда и от мучительного самосознания. Это как раз то свойство бытия, которое присуще всем животным, но которое отсутствует у большинства цивилизованных жителей нашей планеты.